Запасы

Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.

Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.

Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

    * отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
    * расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
    * оплата труда специального персонала;
    * дополнительные налоги;
    * постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

    * потери от простоя производства,
    * потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
    * потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
    * потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Т. е. На рынке действуют побудительные мотивы.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:

    * возможность колебания спроса;
    * сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
    * скидки за покупку крупной партии товаров;
    * спекуляции на росте цен;
    * снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
    * снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
    * возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
    * возможность немедленного обслуживания покупателей;
    * сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
    * упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.