Рынок дистанционной торговли РФ нуждается в федеральной отраслевой программе - бизнес
26 января 2011 года
Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) считает необходимым создание в России государственной федеральной программы по развитию удаленной торговли, которая будет способствовать развитию рынка и позволит сделать этот канал продаж более удобным для потребителей.
Как заявил журналистам председатель ассоциации Александр Иванов по итогам "круглого стола" в Торгово-промышленной палате РФ, посвященного проблемам рынка удаленной торговли, такая программа должна быть направлена на развитие логистики, в первую очередь на "реанимацию" почтовой системы России, а также - на развитие законодательной базы. "У нас есть масса предложений, но они пока не оформлены в конкретный документ. Но мы хотим и будем это делать", - добавил Иванов, пояснив, что на этой неделе совет директоров ассоциации рассмотрит вопрос о начале разработки концепции программы по развитию дистанционной торговли. Он рассчитывает, что в 2011 году уже могут появиться первые наработки, однако под вопросом находится вероятность выхода с предложением на уровень государственной власти в текущем году.
Иванов утверждает, что в связи с неразвитой почтовой логистикой высока доля возвратов - она достигает 20% от общего количества заказов, притом, что для Европы и 7% возврата считаются катастрофическими. Председатель НАДТ отмечает, что заказы по почте доходят до адресатов очень долго, кроме того, возникают трудности при получении посылки. "Проводили исследование: человек для того, чтобы получить посылку, проводит в отделении связи в среднем час сорок пять минут", - пояснил Иванов, добавив, что речь идет не столько о международных посылках, сколько о внутрироссийских.
Он добавил, что компании ищут альтернативные способы доставки: и хотя большинство из них пока неконкурентны "Почте России" по стоимости услуг, однако появляются новые операторы с большими технологическими возможностями, которые подают большие надежды и могут составить конкуренцию "Почте России" по ценовому предложению. В качестве одного из современных каналов доставки Иванов назвал систему постоматов (автоматических терминалов для выдачи посылок), которая получает широкое распространение в Европе, но практически не представлена в России. Однако в настоящее время за установку постоматов в РФ взялось несколько частных компаний, добавил он.
Второй больной темой для рынка являются требования федерального закона о персональных данных, который, по словам главы НАДТ, делает бизнес удаленной торговли дороже и не дает ему развиваться. Все остальные интересы и потребителей, и бизнеса в настоящее время достойно обеспечивает закон о защите прав потребителей, добавил Иванов.
Ассоциация считает, что необходимости в усилении государственного регулирования рынка дистанционной торговли сегодня нет. "Нужно только поправить некоторые шероховатости в действующем законодательстве", - добавил Иванов.
Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов, присутствующий на "круглом столе", в свою очередь считает, что "очень большая часть" регулирования рынка лежит на самих его участниках. Он отметил, что министерство поддерживает процесс саморегулирования рынка и готово рассматривать различные предложения по развитию подотрасли от участников рынка.
По информации руководителя рабочей группы по удаленным каналам продаж комитета по развитию потребительского рынка ТПП Ричарда Стевенса, за последние 10 лет объем рынка удаленной торговли в России вырос почти в 20 раз и достиг в 2010 году 394 миллиардов рублей, что составляет 4,3% от всего объема розничной торговли в РФ. В частности по итогам прошлого года 12,6 миллиарда рублей пришлось на торговлю с использованием автоматов, 93,12 миллиарда рублей - на дистанционную торговлю, 192,14 миллиарда рублей - на интернет-торговлю, 96,02 миллиарда рублей - на прямые продажи.
Объем мирового рынка удаленной торговли составил в 2010 году 699,8 миллиарда долларов или 6% от общего рынка розничной торговли.
Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) - некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие индустрии дистанционной торговли в России, создана в 2004 году, а до этого с 1999 года существовала как Гильдия предприятий торговли по почте. На сегодняшний день членами НАДТ являются 19 крупных компаний, в том числе "Почта Сервис", " ГХП Директ Рус", "Майл Ордер Сервис" (Quelle), издательский дом "Ридерз Дайджест", издательство "Атлас", "Ив Роше Восток", "Мир книги", "Директ Каталог Сервис" (ОТТО), "Тинькофф Кредитные системы Банк" и др.