Ростовская область намерена за 20 лет инвестировать в транспортную отрасль 786 млрд руб
18 ноября 2011 года

Губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердил региональную стратегию развития транспортного комплекса до 2030 года, в соответствии с которой инвестиции в эту сферу до 2030 года превысят 786 миллиардов рублей, в том числе 506 миллиардов рублей из бюджетов различных уровней, сообщила в пятницу пресс-служба губернатора.

Основная часть инвестпроектов стратегии включена в состав действующих федеральных и региональных целевых программ, по которым определены сроки реализации и источники финансирования, в том числе из бюджетных средств. Это объекты железнодорожного, воздушного, водного транспорта и автомобильные дороги.

Кроме того, ряд инвестпроектов вновь заявлен, к ним относятся проекты развития терминально-складской инфраструктуры, часть проектов развития водного и воздушного транспорта. Реализация этих проектов будет осуществляться на внебюджетной основе, и объем инвестиций будет уточняться на стадии проектного финансирования.

Регион направит за 20 лет на развитие автодорог 527 миллиардов рублей, железнодорожного транспорта - 172 миллиарда рублей, водного и морского транспорта - 35 миллиардов рублей, воздушного транспорта - 32 миллиарда рублей и терминально-логистический инфраструктуры - 21 миллиард рублей.

В ходе реализации стратегии будет создано дополнительно не менее 34,5 тысячи рабочих мест.

Предполагается, что стратегия будет реализована в три этапа. Во время подготовительного этапа (по 2015 год) будет усовершенствована законодательная база, на втором этапе (с 2016 по 2020 годы) начнется реализация крупных инфраструктурных проектов, а на третьем этапе (с 2021 по 2030 годы) планируется интенсивное развитие транспортного комплекса в регионе.

В частности, на развитие морских и речных портов Ростова, Азова и Таганрога будет направлено 35 миллиардов рублей, в том числе более 20 миллиардов составят средства инвесторов.

В качестве наиболее крупного портового проекта и одного из важнейших проектов региона называется строительство в Ростове-на-Дону мультимодального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт" (РУП) с грузооборотом 16 миллионов тонн в год. Стоимость проекта - почти 20 миллиардов рублей, при этом основные затраты несут инвесторы, государство выделяет средства только на проектно-сметную документацию и строительство объектов федеральной собственности. РУП даст в перспективе 2 тысячи рабочих мест.

Кроме того, область до 2015 года планирует завершить строительство специализированных портовых терминалов и объектов инфраструктуры Азовского морского порта, в том числе терминалов по обработке 6 миллионов тонн в год генеральных грузов и перевалке сжиженного газа, наливных грузов. К этому же времени должна быть завершена реконструкция объектов федеральной собственности Таганрогского морского порта.

В стратегию также включен проект создания в Аксайском районе, в 37 километрах от Ростова-на-Дону, крупнейшего на Юге России грузопассажирского транзитного авиатранспортного узла на базе строительства международного аэропортового комплекса (хаба) "Южный". Область планирует ввести этот объект в эксплуатацию в 2017 году, перед чемпионатом мира по футболу-2018.

Проект строительства "Южного" включен в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Общий объем финансирования проекта составляет порядка 25 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета - 9,3 миллиарда рублей, областного - около 1 миллиарда и средств инвесторов - 14,93 миллиарда рублей.

Объем перевозки пассажиров на первом этапе реализации проекта хаба "Южный" планируется на уровне 6-8 миллионов человек в год с доведением его в долгосрочной перспективе до 10-12 миллионов. Объем грузовых перевозок через аэропорт составит порядка 50-70 тысяч тонн в год.

Согласно стратегии, доля протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличится к 2030 году до 85%. В настоящее время 35,7% федеральных, 34,4% региональных и 50,1% межмуниципальных дорог в регионе не соответствуют по основным техническим параметрам существующей интенсивности движения.

Ожидается, что за счет реализации стратегии поток пассажиров в поездах пригородного сообщения увеличится на 20%, в поездах дальнего следования - на треть. Грузопоток на железной дороге и водном транспорте вырастет в 1,5 раза, на воздушном транспорте - до 8 миллионов человек в год.

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом увеличится к 2030 году более чем в два раза, а аварийность должна снизиться на треть.

Кроме того, одной из задач стратегии-2030 является возрождение системы местного воздушного сообщения на территории области.

Транспортные издержки в себестоимости отечественной продукции предстоит снизить на 25%. Доля транспортно-логистического комплекса в ВРП области увеличится до 13%

Кроме того, поставлена задача повысить транспортную доступность, чтобы время пути к областному центру от границ Ростовской области не превышало восьми часов. Область занимает площадь 100,8 тысячи квадратных километров, что составляет 0,6% территории России, имеет протяженность с севера на юг 470 километров и с запада на восток - 455 километров. Занимаемая территория равна по площади Дании, Бельгии и Нидерландам вместе взятым.