Ритейлеры и поставщики через 1-3 месяца представят Кодекс добросовестных практик
15 декабря 2011 года

Межотраслевой экспертный совет (МЭС), который объединяет поставщиков и сетей в РФ, планирует через 1-3 месяца представить на обсуждение ведомств и делового сообщества проект Кодекса добросовестных практик, который будет регламентировать взаимоотношения ритейлеров и производителей для того, чтобы как можно больше спорных вопросов решать до вмешательства регуляторов и судов, сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), президент группы компаний "Дикси" Илья Якубсон.

ЧЕСТНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

По его словам, многие серьезные проблемы во взаимоотношениях сетей и поставщиков начинаются с мелочей, и если в них вовремя разобраться и устранить разногласия, то это предотвратит "бурю в стакане".

Подобное недопонимание сторон несколько лет назад и привело к созданию и принятию закона о торговле, который установил ряд жестких ограничений для продовольственных розничных сетей.

"Сейчас в рамках МЭС ведется разработка свода добросовестных практик. Мы хотим, чтобы большая часть отношений между розничной торговлей и производителями могла в быстром, четком порядке рассматриваться между отраслями без применения юридических норм. Мы больше верим в добровольный характер регулирования, чем в попытку жесткого выстраивания отношений", - сказал Якубсон, выступая в четверг на конференции "Ритейл в России" газеты "Ведомости".

"Я думаю, что через один-два, максимум три месяца появится рабочий документ для его изучения Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и другими ведомствами, а также деловым сообществом, который потом превратится Кодекс добросовестных практик", - добавил он.

Председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Максим Протасов добавил, что МЭС в среду утвердил план работы по созданию кодекса. "Этот кодекс должен касаться всех параметров и этапов взаимоотношений между поставщиком и ритейлом. Предложение, которое мы вчера обсуждали, начинается с момента раскрытия ритейлером информации об условиях приема предложений от поставщиков, проходит через весь договорной процесс, через процедуру заключения договоров, включает детали заказа, поставки, оплаты, приемки товара, логистики, маркетинга и т.д. Мы пытаемся детализировать правила игры", - пояснил он.

Протасов подчеркнул, что инициаторы разработки этого свода правил стремятся к тому, что чтобы он стал действующим рабочим инструментом.

Впервые разработка Кодекса добросовестных практик началась еще до принятия закона о торговле, но после того, как закон приняли (вступил в силу 1 февраля 2010 года), эта работа была приостановлена. Новый виток эта история получила несколько месяцев назад, когда был создан МЭС, и таким образом, сейчас разработка кодекса вышла на финишную прямую.

ФАС, на которую возложены функции следить за тем, как исполняется закон, за январь-ноябрь текущего года провела около 400 проверок того, как исполняется закон, в рамках которых изучила более 14 тысяч договоров, и выявила более 1 тысячи случаев нарушений и признаков нарушений закона, сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

В частности, около 400 нарушений или их признаков касаются девятой статьи, которая устанавливает права и обязанности сетей и поставщиков, в том числе сроки отсрочек платежей при поставках продовольственных товаров; 600 - 13-ой статьи (антимонопольное регулирование компаний) и 22 -15-ой статьи об антимонопольных правилах для органов государственной власти. Всего за этот период было рассмотрено 100 дел, выписано штрафов на сумму 13,5 миллиона рублей.

При этом Нижегородцев подчеркнул, что российский закон о торговле получил международное признание, обсуждался и в ЕС, и странах Северной Америки и в СНГ. "Сейчас похожее законодательство принимается на Украине, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Молдове", - проинформировал он.

К настоящему времени разработаны поправки к российскому закону о торговле, хотя и с межведомственными разногласиями, они уже внесены в правительство. Часть поправок касается уточнения 14-ой статьи, которая запрещает ритейлера при достижении доли продовольственного рынка в конкретном регионе или муниципалитете в 25% открывать новые магазины. ФАС также предлагает перенести провокативные, по мнению ведомства, нормы о правилах игры сетей и поставщиков из 13-ой статьи в 9-ую статью.

25% МАЛО ДЛЯ ГЛУБИНКИ

На площадке конференции представители розничной торговли в очередной раз озвучили свое предложение увеличить долю, после достижения которой нельзя открывать новые магазины, для малых населенных пунктов. Ранее ритейлеры уже предлагали повысить ее с 25% до 35% в этих границах. "Для малых населенных пунктов с их спецификой должно быть не 25%, а несколько выше", - сказал в четверг Якубсон. Его поддержал директор департамента по работе с инвесторами компании "Магнит" Олег Гончаров, ответив, что ритейлеры хотят справедливого отношения к себе, ведь для всех других отраслей применяется порог доминирования в 35%. Как отметил Якубсон, увеличение этого порога позволит современным формам торговли более активно приходить в небольшие населенные пункты. При этом, по его прогнозу, уже через 2-4 года в России в любом населенном пункте с количеством жителей 1,5-2 будет присутствовать сетевой ритейл.

Предложение о повышении этого порога в малых населенных пунктах, если это позволит улучшить доступность качественного продовольствия для населения, подержал и руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

В свою очередь главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев сдержанно прокомментировал эту инициативу. "Мы считаем, что закон в его нынешней форме с долей 25% рынка может работать и приносить экономическую выгоду... Мне кажется, что в настоящий момент проблема перехода с 25% на какую-то другую планку не стоит настолько остро, хотя, безусловно, будем приветствовать, если регулирующие органы примут такое решение", - сказал он.

Нижегородцев, как и ранее, выступил против увеличения этой доли. По его оценке, это будут снижать конкуренцию на локальных рынках и приведет к повышению цен.

Ритейлеры и поставщики через 1-3 месяца представят Кодекс добросовестных практик
15 декабря 2011 года

Межотраслевой экспертный совет (МЭС), который объединяет поставщиков и сетей в РФ, планирует через 1-3 месяца представить на обсуждение ведомств и делового сообщества проект Кодекса добросовестных практик, который будет регламентировать взаимоотношения ритейлеров и производителей для того, чтобы как можно больше спорных вопросов решать до вмешательства регуляторов и судов, сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), президент группы компаний "Дикси" Илья Якубсон.

ЧЕСТНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

По его словам, многие серьезные проблемы во взаимоотношениях сетей и поставщиков начинаются с мелочей, и если в них вовремя разобраться и устранить разногласия, то это предотвратит "бурю в стакане".

Подобное недопонимание сторон несколько лет назад и привело к созданию и принятию закона о торговле, который установил ряд жестких ограничений для продовольственных розничных сетей.

"Сейчас в рамках МЭС ведется разработка свода добросовестных практик. Мы хотим, чтобы большая часть отношений между розничной торговлей и производителями могла в быстром, четком порядке рассматриваться между отраслями без применения юридических норм. Мы больше верим в добровольный характер регулирования, чем в попытку жесткого выстраивания отношений", - сказал Якубсон, выступая в четверг на конференции "Ритейл в России" газеты "Ведомости".

"Я думаю, что через один-два, максимум три месяца появится рабочий документ для его изучения Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и другими ведомствами, а также деловым сообществом, который потом превратится Кодекс добросовестных практик", - добавил он.

Председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Максим Протасов добавил, что МЭС в среду утвердил план работы по созданию кодекса. "Этот кодекс должен касаться всех параметров и этапов взаимоотношений между поставщиком и ритейлом. Предложение, которое мы вчера обсуждали, начинается с момента раскрытия ритейлером информации об условиях приема предложений от поставщиков, проходит через весь договорной процесс, через процедуру заключения договоров, включает детали заказа, поставки, оплаты, приемки товара, логистики, маркетинга и т.д. Мы пытаемся детализировать правила игры", - пояснил он.

Протасов подчеркнул, что инициаторы разработки этого свода правил стремятся к тому, что чтобы он стал действующим рабочим инструментом.

Впервые разработка Кодекса добросовестных практик началась еще до принятия закона о торговле, но после того, как закон приняли (вступил в силу 1 февраля 2010 года), эта работа была приостановлена. Новый виток эта история получила несколько месяцев назад, когда был создан МЭС, и таким образом, сейчас разработка кодекса вышла на финишную прямую.

ФАС, на которую возложены функции следить за тем, как исполняется закон, за январь-ноябрь текущего года провела около 400 проверок того, как исполняется закон, в рамках которых изучила более 14 тысяч договоров, и выявила более 1 тысячи случаев нарушений и признаков нарушений закона, сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

В частности, около 400 нарушений или их признаков касаются девятой статьи, которая устанавливает права и обязанности сетей и поставщиков, в том числе сроки отсрочек платежей при поставках продовольственных товаров; 600 - 13-ой статьи (антимонопольное регулирование компаний) и 22 -15-ой статьи об антимонопольных правилах для органов государственной власти. Всего за этот период было рассмотрено 100 дел, выписано штрафов на сумму 13,5 миллиона рублей.

При этом Нижегородцев подчеркнул, что российский закон о торговле получил международное признание, обсуждался и в ЕС, и странах Северной Америки и в СНГ. "Сейчас похожее законодательство принимается на Украине, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Молдове", - проинформировал он.

К настоящему времени разработаны поправки к российскому закону о торговле, хотя и с межведомственными разногласиями, они уже внесены в правительство. Часть поправок касается уточнения 14-ой статьи, которая запрещает ритейлера при достижении доли продовольственного рынка в конкретном регионе или муниципалитете в 25% открывать новые магазины. ФАС также предлагает перенести провокативные, по мнению ведомства, нормы о правилах игры сетей и поставщиков из 13-ой статьи в 9-ую статью.

25% МАЛО ДЛЯ ГЛУБИНКИ

На площадке конференции представители розничной торговли в очередной раз озвучили свое предложение увеличить долю, после достижения которой нельзя открывать новые магазины, для малых населенных пунктов. Ранее ритейлеры уже предлагали повысить ее с 25% до 35% в этих границах. "Для малых населенных пунктов с их спецификой должно быть не 25%, а несколько выше", - сказал в четверг Якубсон. Его поддержал директор департамента по работе с инвесторами компании "Магнит" Олег Гончаров, ответив, что ритейлеры хотят справедливого отношения к себе, ведь для всех других отраслей применяется порог доминирования в 35%. Как отметил Якубсон, увеличение этого порога позволит современным формам торговли более активно приходить в небольшие населенные пункты. При этом, по его прогнозу, уже через 2-4 года в России в любом населенном пункте с количеством жителей 1,5-2 будет присутствовать сетевой ритейл.

Предложение о повышении этого порога в малых населенных пунктах, если это позволит улучшить доступность качественного продовольствия для населения, подержал и руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

В свою очередь главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев сдержанно прокомментировал эту инициативу. "Мы считаем, что закон в его нынешней форме с долей 25% рынка может работать и приносить экономическую выгоду... Мне кажется, что в настоящий момент проблема перехода с 25% на какую-то другую планку не стоит настолько остро, хотя, безусловно, будем приветствовать, если регулирующие органы примут такое решение", - сказал он.

Нижегородцев, как и ранее, выступил против увеличения этой доли. По его оценке, это будут снижать конкуренцию на локальных рынках и приведет к повышению цен.