Правительство РФ рассмотрит модель рынка грузовых ж/д перевозок до 2015 года
13 января 2011 года

Президиум правительства РФ на заседании в четверг обсудит новую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок и подведет итоги реформирования железнодорожной отрасли, сообщил журналистам глава РЖД Владимир Якунин.

В ходе заседания будут рассмотрены "вопросы выработки новой модели рынка грузовых перевозок, вопросы дальнейшего планирования работ по развитию железнодорожной отрасли", сказал он.

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Ранее глава железнодорожной монополии уже сообщал, что правительство РФ в январе планирует рассмотреть целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок.

Целевую модель на период до 2015 года готовило РЖД совместно с крупнейшей международной консалтинговой компанией McKinsey, которая работает в России и странах СНГ с 1993 года и реализовала за это время свыше 600 проектов в регионе.

РЖД представило проект целевой модели еще осенью 2009 года. Документ предусматривал, что РЖД, сохраняя статус общесетевого перевозчика, прекращает владение грузовыми вагонами, но при этом будет принимать грузы в арендованном подвижном составе.

Целевая модель предусматривает создание локальных перевозчиков, осуществляющих перевозки в рамках выделенного ограниченного полигона инфраструктуры общего пользования. Документ также предполагает формирование системы выделения госдотаций собственнику инфраструктуры на основе соглашений, учитывающих экономическую и географическую доступность инфраструктуры и ее техническое состояние.

Планируется, что инфраструктурный комплекс железных дорог общего пользования сохранится единым с технологической, управленческой и имущественной точек зрения. Вместе с тем должен быть сформирован конкурентный рынок технического обслуживания и ремонта инфраструктуры, который позволит снизить затраты на обслуживание и привлечь частные инвестиции.

Одним из наиболее важных элементов целевой модели является создание электронной биржи грузовых вагонов, которая будет способствовать удовлетворению спроса грузоотправителей в перевозочных мощностях.

РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с программой, утвержденной правительством РФ. Основные принципы программы - повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, разделение деятельности по перевозке пассажиров и предоставлению услуг инфраструктуры, прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

Первоначально сроки окончания структурной реформы железнодорожной отрасли была запланированы на конец 2010 года. Однако позднее было принято решение продлить программу еще на год.

За время реформы железных дорог в России были разделены функции государственного регулирования и хозяйственного управления. Сейчас хозяйственная деятельность ведется ОАО "РЖД" на бизнес-принципах, основные непрофильные активы выведены в дочерние общества. Развивается конкуренция в сфере оперирования подвижным составом, перевозок пассажиров, обслуживания и ремонта железнодорожной инфраструктуры и логистики, созданы условия для привлечения инвестиций в грузовой подвижной состав.