Ограничение на движение грузовиков в жару грозят ростом цен на продукты - сети
5 марта 2011 года

Продуктовые ритейлеры считают, что ограничение движения большегрузных автомобилей днем в жару в крупных городах, в первую очередь в Москве, приведет к росту логистических издержек самих сетей и их поставщиков, что может повлечь за собой рост цен в магазинах, следует из проведенного опроса представителей крупнейших розничных операторов.

Ранее глава Росавтодора Анатолий Чабунин заявил, что ведомство может ввести ограничения на движение большегрузных автомобилей в дневное время суток, если температура воздуха будет превышать 25 градусов по Цельсию в течение трех дней. Во время аномальной жары летом прошлого года власти Москвы прилагали большие усилия, чтобы не допустить плавления асфальта, поливая дороги чаще обычного. Тем не менее, на части МКАД образовались колеи, поскольку размягченный под действием высокой температуры асфальт не выдерживал тяжести грузовиков.

Как отмечает руководитель по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова, данная инициатива Росавтодора может привести к тому, что в дни ограничения въезда огромное количество грузовых машин будет скапливаться на подъездах в Москву, что обострит проблему с дорожными пробками. "Еще одна опасность связана с качеством товаров, которые будут дожидаться своей очереди в холодильных фурах на примыкающих к Москве шоссе - предполагается, что холодильники не должны выключаться, чтобы сохранить температурный режим хранения свежих продуктов, но есть риск, что водитель, стоящий в пробке, холодильное оборудование отключит", - добавляет Курносова.

Кроме того, ограничение на въезд большегрузных грузовиков повлечет дополнительные логистические издержки поставщиков, которые обязаны будут поставлять товар в узкий промежуток времени. "Что в конечном итоге отразится на конечной цене товара", - констатирует собеседница агентства.

Руководитель отдела корпоративных и внешних коммуникаций ООО "Метро Кэш энд Керри" Оксана Токарева также замечает, что ритейлерам и поставщикам придется изменить, во-первых, графики поставок, а во-вторых, увеличить количество транспорта, то есть вместо одной большой фуры придется задействовать несколько небольших фургонов. По ее словам, в первую очередь пострадают поставщики, которые будут вынуждены увеличить расходы на доставку, но и сетям придется максимально задействовать свой автопарк.

В пресс-службе Х5 Retail Group соглашаются, что инициатива Росавтодора может обернуться серьезными проблемами с поставками товаров, а также ростом логистических издержек. "Все это повлечет за собой подорожание продуктов питания, в том числе первой необходимости. Кроме того, если ограничения будут приниматься в оперативном режиме, это сделает невозможным нормальное планирование графика поставок", - пояснили в компании. Причем ритейлер и так уже вынужден корректировать графики поставок. До появления комплексного плана решения проблем Московского транспортного узла Х5 поставляла ночью до 40% товаров. В максимально сжатые сроки компания не так давно увеличила долю ночных поставок до 55%.

При этом сети по-разному оценивают риски возникновения нехватки товаров в магазинах в жару. "Потребители в первую очередь могут также столкнуться с нехваткой прохладительных напитков, потребление которых в жару резко вырастает, а также с нехваткой скоропортящихся продуктов, частоту поставок которых в жару надо увеличивать", - отмечают в Х5.

Однако, по мнению представителя другой крупной компании, как показал опыт жаркого лета 2010 года, спрос на многие виды скоропортящихся продуктов, например, на рыбу и мясо, сокращался в разы, поэтому в любом случае нужно было меньше завозить товара. Кроме того, добавил собеседник агентства, продукты в супермаркеты и "магазины у дома" преимущественно доставляются на так называемых легких коммерческих автомобилях.