ФАС рассмотрит дело о ценовом сговоре МТС и "Вымпелкома" при продаже iPhone
17 ноября 2011 года

Федеральная антимонопольная служба в четверг рассмотрит дело в отношении крупнейших сотовых операторов РФ - МТС и "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") - по факту согласованных действий при продаже в РФ смартфонов компании Apple, сообщил журналистам начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

Он затруднился рассказать о деталях расследования, сославшись на то, что им занимается другое подразделение антимонопольного ведомства - управление по борьбе с картелями.

ФАС в середине октября возбудила дело против МТС и "Вымпелкома" по факту согласованных действий при продаже в РФ смартфонов Apple. ФАС установила, что "Вымпелком" и МТС импортируют смартфоны iPhone 4 16 Gb Black и iPhone 4 32 Gb Black производства Apple на территорию РФ, при этом отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 года не изменялись.

Компания Apple не давала покупателям смартфонов рекомендаций в отношении цен на аппараты в России и не контролировала ценовую политику "Вымпелкома" и МТС. Тем не менее, как выяснила ФАС, цены на эти мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. По мнению антимонопольного ведомства, такая ситуация сложилась из-за того, что импортеры договорились об отказе от конкурентной борьбы и согласовали общие условия продаж.

Представители ФАС заявляли, что, если операторы будут признаны виновными в сговоре, то их ожидает оборотный штраф в размере от 1% до 15% выручки за прошлый год от продаж iPhone.

"Вымпелком" и МТС при этом отрицают наличие ценового сговора. По словам представителя "Вымпелкома", информация ФАС неточна, особенно в части тезиса о том, что цены на мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. В МТС заявляли, что в 2010-2011 годах оператор как снижал, так и повышал цены на iPhone 4 и другие импортные смартфоны исходя из ситуации на рынке.

В качестве заинтересованных лиц к делу привлечены компании группы Apple, сотовые ритейлеры "Русская телефонная компания", "Связной Логистика", "Евросеть-Ритейл", "Белый Ветер Цифровой", "Мобиленд", "МобилСовет", "Эльдорадо", "реСтор", "Альт Телеком М", "Эй энд Ди Ди компании", "БизнесПРО", "Канод-Трейд", "Алектрона", "ТелеЛогистика" и "Эр-Стайл".

Источник в одном из ритейлеров говорил "Прайму", что рекомендованная цена - этот тот уровень, который определяет производитель, в данном случае - Apple. После выхода новинки все пытаются ставить именно эту цену, а не выше, чтобы покупатель не шел к конкуренту, пояснял он. Собеседник агентства отмечал, что если отпускные цены на iPhone 4 у операторов не менялись, то и Apple не меняла ни рекомендованной цены, ни отпускной.

Глава "Евросети" Александр Малис, в свою очередь, считает, что наценка, которую операторы устанавливают для дистрибьюторов, и так минимальна, и вести разговор о согласованном занижении цены нелогично.