Самолет ВВС США взорвался в небе над Киргизией, надежда найти экипаж пока есть
3 мая 2013 года

Поиски трех американских военнослужащих - экипажа самолета ВВС США, который потерпел крушение над территорией Киргизии в пятницу, пока не дали результатов и приостановлены до утра субботы. Киргизские власти создали специальную комиссию для расследования причин крушения, а местные жители начали растаскивать обломки самолета на сувениры.

ВЗРЫВ В НЕБЕ

Самолет-топливозаправщик ВВС США КС-135, принадлежащий Центру транзитных перевозок ВВС США в международном аэропорту "Манас" в Бишкеке, пропал с экранов радаров в 14.55 по местному времени (12.55 мск). Через некоторое время на телефоны оперативных дежурных МЧС республики поступила информация от местных жителей, которые видели, как американский военный самолет взорвался в воздухе и упал между селами Чорголу и Чолок-Арык Панфиловского района Чуйской области республики. Взрыв слышали жители сразу трех районов области.

Обломки самолета разлетелись на несколько километров, часть из них попала на поля и пастбища, принадлежащие местным жителям, однако никто из них не пострадал. Основные части фюзеляжа упали в районе труднодоступного горного ущелья приблизительно в 60 километрах от Бишкека и 10 километрах от границы с соседним Казахстаном. По предварительным данным, самолет, который вылетел из аэропорта "Манас" для выполнения задания по дозаправке в воздухе, мог иметь до 90 тонн горючего на борту.

Спасатели МЧС, пожарные, врачи и милиция смогли добраться до места ЧП только через час, когда от фюзеляжа самолета не осталось практически ничего, кроме выжженной на несколько десятков метров вокруг земли. Никаких следов экипажа на месте крушения обнаружено не было.

Как сообщили сотрудники аэропорта "Манас", перед тем, как самолет исчез с радаров, экипаж передал диспетчерам, что попал в зону кучевых облаков, и попросил дать разрешение на обход грозы. Однако сигнала опасности от экипажа не поступило.

ПОИСКИ ПОКА НЕ ПРИНЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Поисково-спасательные работы на месте ЧП продолжались до 20.30 по местному времени (18.30 мск). Из-за наступления темноты они были приостановлены до субботы, сообщил оперативный дежурный МЧС Киргизии. По его словам, место катастрофы по-прежнему находится под охраной правоохранительных органов, там работают эксперты и следователи.

Журналисты, добравшиеся до места ЧП, опубликовали фотографии с места крушения, где на обломках самолета отчетливо виден американский флаг и бортовой номер топливозаправщика - AMC 38877.

Спустя два часа после ЧП премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев провел экстренное заседание правительства и поручил создать спецкомиссию по расследованию крушения и последствий авиакатастрофы. Главой комиссии назначен министр транспорта и коммуникаций республики Калыбек Султанов. В состав комиссии вошли руководители всех силовых и транспортных ведомств, а также минздрава республики.

Руководство ЦТП "Манас" признало, что экипаж и самолет относятся к Центру, только ближе к вечеру. "Экипаж и самолет относятся к ЦТП "Манас", расположенному возле Бишкека. Причина крушения находится под расследованием. Команды экстренного реагирования находятся на месте происшествия", - сообщила представитель пресс-службы авиабазы. В пресс-службе также отметили, что все три члена экипажа являются военнослужащими ВВС США и, соответственно, американскими гражданами.

Между тем киргизские официальные лица, побывавшие на месте ЧП, заявили журналистам, что если пилоты в момент падения самолета на землю находились в нем, "их тела, скорее всего, обнаружить не удастся".

ОБЛОМКИ НА СУВЕНИРЫ

Однако до места ЧП смогли добраться не только спасатели и журналисты, но и мародеры. Как сообщает киргизское информагентство "АКИ-пресс", местные жители уже начали растаскивать мелкие детали упавшего KC-135, несмотря на призывы сотрудников правоохранительных органов оставить все на своих местах.

Глава МЧС Киргизии Кубатбек Боронов тоже обратился к согражданам с просьбой не трогать обломки, чтобы совместная киргизско-американская комиссия могла их исследовать.

По сообщениям очевидцев, на месте крушения были найдены две надувные лодки и спасательные жилеты.

ИСТОРИЯ АВИАБАЗЫ

Авиабаза США, позднее переименованная в Центр транзитных перевозок, была создана в международном аэропорту "Манас" в Бишкеке в декабре 2001 года, после террористической атаки 11 сентября 2001 года. На сегодняшний день база является основным транспортным и логистическим узлом для перевозки груза и переброски сил антитеррористической коалиции в Афганистан и обратно. По официальным данным, в транзитном центре дислоцированы около 1,5 тысячи американских военных и гражданских сотрудников, задействованных в операции НАТО в Афганистане. Как сообщает командование ЦТП, самолеты-топливозаправщики базы осуществляют около 30% всех дозаправок коалиционных сил в воздухе.

Первоначально предполагалось, что база просуществует в Киргизии пять лет, но затем сроки пребывания американских военных на киргизской земле были продлены. В 2009 году экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев заявил о намерении вывести авиабазу Пентагона из республики, однако после того, как США в несколько раз увеличили плату за аренду, Бакиев изменил свое решение и ограничился переименованием базы в ЦТП.

После государственного переворота и свержения Бакиева новый глава государства Алмазбек Атамбаев заявил, что после истечения срока действия договора о ЦТП "Манас" летом 2014 года республика ни при каких условиях не будет продлевать срок пребывания иностранных военных в своем гражданском аэропорту.