Продажа 50% "ТрансКонтейнера" выгоднее внесения акций в компанию по логистике ТС
4 октября 2012 года

Минэкономразвития и Минтранс РФ поддерживают создание объединенной транспортно-логистической компании России, Белоруссии и Казахстана, но считает более выгодной продажу на аукционе 50% акций "ТрансКонтейнера" , принадлежащих РЖД , чем внесение этого пакета в уставный капитал ОТЛК.

Ранее РЖД предложили создать единого логистического оператора на паритетных условиях с Казахстаном и Белоруссией. Его стоимость может составить более 2 миллиардов долларов. Основой для компании была предложена "РЖД Логистика" ("дочка" РЖД). РЖД предлагает внести со своей стороны в совместную компанию 50% акций ОАО "ТрансКонтейнер". Предполагается, что нацкомпания "Казахстан Темир Жолы" (Казахстанские железные дороги) внесет в СП акции ряда своих "дочек", в том числе АО "Казтранссервис" и АО "Кедентранссервис", а Белорусские железные дороги - терминалы в Бресте и активы "Белинтертранса".

В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЕМ, НО...

"В целом поддерживаем создание объединенной транспортно-логистической компании, при этом, учитывая мировой опыт развития логистических услуг, а также принимая во внимание отсутствие ТЭО проекта, считаем преждевременным внесение контрольного пакета акций ОАО "ТрансКонтейнер" в уставный капитал вновь создаваемой компании", - говорится в письме замминистра экономического развития Сергея Белякова в правительство РФ (имеется в распоряжении агентства "Прайм"), в котором излагается позиция МЭР и Минтранса.

В министерстве считают, что выгоднее продать контрольный пакет "ТрансКонтейнера" на аукционе. Стоимость данного актива, в соответствии с рыночными котировками, на сегодняшний день превышает 27 миллиардов рублей, говорится в письме Минэкономразвития.

"Продажа пакета акций оператора на открытом аукционе ввиду повышенного интереса со стороны потенциальных инвесторов может превысить 32-33 миллиардов рублей (с учетом премии за контроль, стоимость может достигать 35 миллиардов рублей)", - отмечается в документе.

По данным министерства, соучредителям данного предприятия со стороны Казахстана и Белоруссии для обеспечения паритетности участия в уставном капитале необходимо будет оплатить разницу по стоимости активов денежными средствами. Вместе с тем, в настоящее время у двух стран нет оценки как стоимости вносимого имущества, так и их способности внести в уставный капитал ОТЛК денежные средства.

СОЗДАВАТЬ ПОЭТАПНО

В свою очередь Федеральная служба по тарифам, которая также по поручению правительства РФ рассмотрела предложение РЖД, считает, что создание компании нужно проводить поэтапно.

"Создание и развитие ОТЛК целесообразно проводить поэтапно, определив на первом этапе в концепции развития компании в качестве основных задач реализацию транзитного потенциала и возможность привлечения транзитного грузопотока на стратегически важном направлении "Восток-Запад", а также приоритетные направления и программные мероприятия, предусматривающие развитие всех видов транспорта и сопутствующих услуг при организации транзитных перевозок", - говорится в письме замруководителя ФСТ Тамары Стебуновой (имеется в распоряжении агентства "Прайм").

На следующем этапе целесообразно синхронизировать концепцию развития ОТЛК с реализацией норм соглашения о доступе к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, в части обеспечения доступа перевозчиков государств к услугам инфраструктуры, и формирования общего рынка транспортных услуг в рамках Единого экономического пространства.

Вместе с тем, в ФСТ считают, что в целях обеспечения паритетности вносимых долей участников, необходимо определение перечня активов национальных контейнерных компаний, проведение оценки активов, а также возможностей внесения участниками вкладов денежными средствами, и проведение финансово-юридической экспертизы компаний-участников. Проведение этих мероприятий, по мнению ФСТ, потребует дополнительного рассмотрения и обсуждения вариантов создания и развития ОТЛК.

МАСШТАБЫ НЕСОПОСТАВИМЫ

Высокопоставленный источник агентства "Прайм" в правительстве Казахстана считает проект интересным, но непроработанным.

"Нам никто не объяснил структуру сделки, которая должна быть прозрачной и понятной. Почему компания должна создаваться на базе "РЖД-Логистика", а не на базе совершенно новой компании, в которую стороны могли бы внести активы? - отметил источник. - Кроме того, перечень активов, которые должна внести Россия в объединенную компанию, по масштабам несопоставим с активами Казахстана и Белоруссии".

Источник также отметил, что, безусловно, из-за непропорциональности вносимых активов от казахстанской стороны, помимо двух предприятий, будут необходимы денежные средства.

"Мы должны понимать, за что мы будем платить очень большие деньги", - сказал источник. Он добавил, что оценка размера взноса казахстанской стороны пока не проводилась, ее должны провести РЖД.

Кроме того, Казахстан беспокоит вопрос перекрестной собственности. Так, "Кедентранссервис", являющийся одним из активов, который планируется внести в единую логистическую компанию со стороны Казахстана. "ТрансКонтейнеру" принадлежит 67% этой компании, 33% принадлежит "Казахстан Темир Жолы", которое имеет право выкупа до 17% акций "Кедентранссервиса" для достижения паритетной структуры владения данным активом.

ОАО "ТрансКонтейнер", созданное в марте 2006 года, эксплуатирует около 25,5 тысячи платформ, собственную сеть железнодорожных терминалов на 46 железнодорожных станциях в России - от Санкт-Петербурга до Владивостока - и управляет одним терминалом в Словакии. Объемы перевозок "ТрансКонтейнера", по предварительным операционным данным, в 2011 году выросли на 13,3% и составили 1,362 миллиона TEU.