Инвестиции в развитие ФПК до 2030 г могут составить 774,5 млрд руб
18 сентября 2012 года

Инвестиции в развитие ОАО "Федеральная пассажирская компания" ("дочка" РЖД по перевозкам пассажиров в дальнем следовании) до 2030 года могут составить 774,5 миллиарда рублей, в частности, компания хочет купить 16,5 тысячи новых вагонов, пишет во вторник газета "Коммерсант" со ссылкой на решения совета директоров ФПК.

Компания также надеется, что материнская компания отдаст ей скоростные поезда "Сапсан" и "Аллегро". При этом рост количества перевезенных ФПК пассажиров ожидается лишь на 10% - до 112,2 миллиона человек в 2030 году с 101,7 миллиона в 2011 году.

Согласно документу, копия которого есть у издания, ФПК намерена до 2015 года ежегодно увеличивать выручку в среднем на 6,3%, а с 2016 по 2030 год - на 5,4%. В 2011 году выручка ФПК составила 168 миллиардов рублей (рост на 7% к 2010 году). В ФПК в понедельник уточнили "Коммерсанту", что прогноз по выручке на 2012 год - 180,6 миллиарда рублей, в 2015 году этот показатель, как ожидается, будет доведен до 190,3 миллиарда рублей. Инвестиции в развитие компании до 2015 года анонсированы в размере 105,7 миллиарда рублей, в 2016-2030 годах - 668,8 миллиарда рублей. В 2011 году инвестпрограмма компании составила 30,3 миллиарда рублей.

Компания хочет приобрести 16,5 тысячи новых вагонов (сейчас в ее парке 23,7 тысячи вагонов). Но закупки подвижного состава в основном планируется проводить после 2016 года. В ближайшие три года ФПК намерена купить лишь чуть более 2 тысяч вагонов. Кроме того, компания намерена получить от РЖД локомотивы (сейчас арендуются) и скоростные поезда "Сапсан" и "Аллегро". ФПК при этом апеллирует к эффективной мировой практике "объединения скоростных и традиционных перевозок" на базе одной компании.

В стратегии оговаривается, что речь идет о "базовом варианте развития", подразумевающем участие государства в финансировании инвестпрограммы компании. Если ФПК будет развиваться только "за счет прибыли и накопленной амортизации", к 2030 году произойдет "значительное сокращение объемов перевозок". Впрочем, и в этом варианте существенного роста пассажиропотока ФПК не ожидается. В 2011 году компания перевезла 101,7 миллиона человек, к 2015 году планирует увеличить этот показатель до 104,6 миллиона, а к 2030 году - до 112,2 миллиона человек.

Среди ключевых целей ФПК в стратегии заявлены применение динамического ценообразования, в том числе внедрение "лестницы цен", когда стоимость проезда может различаться в несколько раз "в зависимости от глубины продаж и ожидаемой населенности вагона". ФПК намерена также корректировать цены с учетом активности и объема предложения авиа- и автобусных компаний в конкретных регионах.

Кроме того, ФПК собирается сознательно снижать ценовой разрыв между регулируемым и дерегулированным сегментами. Индексация тарифов сверх ежегодного инфляционного повышения в регулируемом сегменте ожидается в среднем на 3,2% в год в 2012-2030 годах. В дерегулированном сегменте - не более 1% в год в 2012-2030 годах. За счет повышения тарифов в регулируемом сегменте компания попытается снизить объем субсидий на возмещение выпадающих доходов.

Еще одна стратегическая цель ФПК, отмечает издание, - эффективное развитие бизнеса по перевозке багажа, под который решено создать дочернюю компанию.

ФАС ранее в сентябре разрешила ФПК создать дочернюю компанию по перевозке грузобагажа, выдав предписание. Представитель ФПК ранее сказал агентству "Прайм", что компания планирует создать "дочку" в сфере грузобагажных перевозок. По его словам, в собственность "дочки" планируется передать весь парк грузобагажных вагонов ФПК - около 590.

"ФПК-Логистика" будет работать на направлениях Запад (Москва/Санкт-Петербург)- Восток (Красноярская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Дальневосточная железные дороги) - Запад (Москва/Санкт-Петербург) и Запад (Москва/Санкт-Петербург) - Север (Горьковская, Северная железные дороги) - Запад (Москва/Санкт-Петербург). Для обслуживания данных перевозок компания будет использовать шесть филиалов и 51 багажное отделение, из них 31 багажное отделение будет в собственности "ФПК-Логистика", 20 отделений будет арендоваться у РЖД.

Кроме того, компания намерена начать использование двухэтажных вагонов: пилотный проект будет реализован на маршруте Москва-Сочи. А на коротких маршрутах (менее шести часов пути) ФПК хочет активно использовать вагоны с сидячими местами и электрички.

Кроме того, ФПК планирует оптимизировать продажи. Компания намерена к 2017 году сократить до четверти билетных касс, увеличив долю продаж через электронные каналы (до 40%, сейчас - около 15%). Этому будут способствовать установка 1,5 тысячи новых терминалов и продажа билетов на собственном сайте, которого пока нет (сейчас билеты можно купить или забронировать на сайте РЖД).

Компания собирается также развивать мультимодальные перевозки. В частности, ФПК займется организацией автобусных перевозок. Кроме того, к 2015 году она сократит с четырех до двух виды поездов: будут только "фирменный" (скорость - 50-150 километров в час, гарантированное качество подвижного состава) и "нефирменный" (скорость - менее 50 километров в час, возраст вагона может превышать 12 лет; наличие биотуалета и кондиционера не гарантировано).

ФПК в настоящее время является убыточной, отмечает издание: прибыль 110 миллионов рублей по итогам 2011 года она сумела получить лишь благодаря господдержке - 29,5 миллиарда рублей. Такую же сумму компания должна получить и в 2012 году. При этом в ФПК говорят, что дефицит субсидирования выпадающих доходов компании от госрегулирования тарифов составил 7,2 миллиарда рублей в 2011 году; прогноз на 2012 год - 6 миллиардов рублей. Как пояснил изданию заместитель гендиректора ФПК Вадим Мишанин, сокращение господдержки приведет к вынужденному сокращению парка плацкартных вагонов. Сейчас доля перевозок в плацкартных вагонах составляет 68,7%, в купейных - 26,5%, в общих - 3,7%, в СВ - 1,1%.

ОАО "Федеральная пассажирская компания" начала хозяйственную деятельность 1 апреля 2010 года. В ФПК передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тысячи пассажирских вагонов. РЖД владеет 100% минус 1 акция компании. Уставный капитал ФПК определен в размере 137,2 миллиарда рублей.